В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование. Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении, в повышении педагогического мастерства. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость. Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: «ученик — ученик»; «учитель — учитель»; «студент — ученик»; «работодатель — ученик»; «работодатель — студент». Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Реестр наставников в МОУ ДО "ГЦТТ":
- Сурикова Анна Николаевна, заместитель директора по УВР, методист первой квалификационной категории
- Березенкова Юлия Борисовна, директор, методист высшей квалификационной категории
- Зыонг Юлия Мамовна, руководитель отдела развития технического творчества, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
- Севрюк Алесей Олегович, заместитель директора по административно-хозяйственой части, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Информация о прохождении педагогическими сотрудниками программ повышения квалификации по вопросам наставничества:
Сурикова Анна Николаевна, Куратор внедрения системы наставничества в МОУ ДО "ГЦТТ"- КПК «Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника», очная форма, 36 часов
Березенкова Юлия Борисовна, КПК «Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника», очная форма, 36 часов
Севрюк Алесей Олегович- КПК "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника", дистанционная форма, 36 часов
Зыонг Юлия Мамовна- онлайн- курс "Как стать наставником проектов"
В настоящее время реализуются такие формы наставничества как «работодатель — студент» и «учитель — учитель».
"Городской центр технический творчества" ведёт активную работу по разработке целевой модели наставничества МОУ ДО "ГЦТТ", которая будет включать создание системы организационно-педагогических, учебно-методических ресурсов и механизмов развития наставничества для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых, начинающих педагогов.
Нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение :
Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)
Федеральный уровень:
- Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Письмо Министерства Просвещения РФ №АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ №657 от 21.12.2021 года «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (Целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
Региональный уровень:
Локальный уровень:
Методические ресурсы: