Муниципальная инновационная площадка
"Цифровой ЩИТ: безопасность в киберпространстве"
Актуальность проекта обусловлена растущими цифровыми угрозами для детей и подростков в условиях массовой цифровизации. Согласно Концепции информационной безопасности детей, деструктивное воздействие онлайн-среды ведет к искажению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, провоцируя у подростков психологический стресс, депрессивные состояния и девиантное поведение. Статистика МВД России за первый квартал 2025 года подтверждает масштаб проблемы: количество преступлений против несовершеннолетних в сети выросло на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными площадками для атак стали соцсети, мессенджеры и игровые платформы, где дети особенно уязвимы из-за недостатка цифровой грамотности и критического мышления.
Инновация – переход от теоретического просвещения к поведенческому моделированию детей в реалиях современного цифрового мира. Проект носит практико-ориентированный подход: в обучающих продуктах содержатся заданиях, моделирующие реальные угрозы. В том числе рассматриваются вопросы безопасности при работе с ИИ (искусственным интеллектом).
Проект направлен на решение следующих ключевых проблем:
- Неспособность детей распознавать и противостоять цифровым угрозам. Дети не могут самостоятельно идентифицировать признаки психологического манипулирования в сети.
- Недостаточная подготовка педагогов в области цифровой безопасности. Многие педагоги чувствуют себя неуверенно при обсуждении с учениками тем цифровой «гигиены» и безопасности.
- Дефицит качественных образовательных материалов, большинство из них носят формальный и запретительный характер и не учитывают возрастные особенности детей.
Цель проекта: создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей комплексное обучение педагогов и детей безопасному поведению в киберпространстве, используя современные цифровые технологии и практико-ориентированные методы.
Основная идея проекта. Интеграция современных цифровых решений и инновационных методов обучения для формирования «иммунитета» к киберугрозам. Проект реализует принцип «тройной защиты»:
- Техническая грамотность (практические навыки работы с угрозами);
- Информационная устойчивость (распознавание манипуляций);
- Единое цифровое пространство для всех участников образовательного процесса
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки) № 21Н от 22.03.2019 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»
- Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 04.05.2023 01-05/457 (в редакции приказа департамента образования мэрии города Ярославля от 25.04.2024 № 01-05/418, от 18.06.2025 № 01-05/517) «Об инновационной инфраструктуре муниципальной системы образования города Ярославля»
- Письмо департамента образования мэрии города Ярославля от 11.06.2025 № 01-18/2338 «О направлениях инновационной деятельности на 2025-2026 год» Приложение 1
- Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 20.08.2025 № 01-05/662 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки, муниципального ресурсного центра образовательным учреждениям на 2025/2026 учебный год»
- Краткое описание проекта
- Перспективный план муниципальной инновационной площадки