Страница обновлена 01.11.2021

ТЕХНИКА «PAPERCRAFT» - объемное моделирование из бумаги

В настоящее время в образовательную деятельность вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Это происходит потому, что ребенок, выступающий, как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

 Актуальность практического опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детском возрасте.

Одним из видов современных технологий является Papercraft – бумажное моделирование.

Papercraft (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло) – это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.

Papercraft (Паперкрафт) – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. Его возможности безграничны, дети с огромным удовольствием собирают модели из бумаги.

Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).

Бумажное моделирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Кроме того, она способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Работа в технике Papercraft имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики, и развитию детского творчества.

В настоящее время доказано, что бумажное моделирование способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

В объединении «PaperCraft»  педагог использует следующие методы:

  • Наглядные – рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме совместной деятельности взрослого и ребенка; наблюдение за этапами выполнения работы, презентация на тему «Знакомитесь Papercraft».
  • Словесные – чтение художественной литературы, беседы, подбор стихотворений; объяснение и обсуждения хода работы.
  • Практические – индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Для занятий с детьми используется бумага офисная с распечатанными развертками, клей ПВА, салфетки, ножницы.

Работу с детьми начинается со знакомства техникой Papercraft. С помощью презентация на тему «Знакомитесь Papercraft» дети знакомятся с историей возникновения техники, с необходимыми инструментами, материалами. Вспоминают технику безопасности по использованию ножниц и клея. Рассматривают готовые работы, после чего дети заинтересовываются и проявляют интерес к самостоятельному изготовлению моделей.

Используя принцип от простого к сложному на первой совместной деятельности взрослого и ребенка изготавливаются с детьми простые модели.

 Во время проведения совместной деятельности дети отгадывают загадки о животных, рассказывают о своих питомцах.

Преступая к работе с бумажными развертками, идет повторение с детьми техники безопасности использования ножниц и клея.

Вырезание предметов сложной формы происходит по частям. Дети учатся членить предмет на составные детали, определять их форму, соотношение по величине, расположению, окраске.

В процессе складывания и склеивания бумажных разверток дети продолжают знакомиться с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д. Учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.

Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.

 После изготовление моделей, дети забирают их домой.

На следующих совместных деятельностях взрослого и детей, идет закрепление полученных знания и умение.

Каждый ребенок вырезает и сгибает отдельную часть модели. После чего дети, следуя инструкции склеивают все части вместе. В такой сложной и кропотливой работе, что бы исключить утомляемость детей используются физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Результаты

 В результате обучения детей технике «Papercraft» у детей развились конструктивные умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества. У детей сформировалось самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это привело к развитию у детей умений и навыков по созданию новых оригинальных поделок, способностей реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов действий.  Это подтверждает возможность развития творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка по конструированию и моделированию из бумаги.

У детей в работе с бумажными моделями усовершенствовались технические умения и навыки в работе с бумагой и ножницами – силуэтное вырезание, сгибание и скручивание бумаги. Дети научились работать с поэтапными схемами (операционным картам).

Дети, которые занимались бумажным моделированием, стали более усидчивыми, аккуратными. В совместной деятельность взрослого и детей в технике «Papercraft» у детей сформировались такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Так же у детей развивается воображение и фантазия, творческие способности. Бумажное моделирование способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности.

В заключение хочется отметить, что систематические занятия с ребенком бумажным моделирование в технике «Papercraft» – гарантия его всестороннего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклет для педагогов и родителей

Презентация для педагогов и родителей

 

 

Материал подготовлен Стеценко П.А.,

руководитель объеденения "PAPERCRAFT"