Страница обновлена 26.02.2020


Практика организации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в музее "Бионика" 

Музейный маршрут

Тема "Конусообразные формы"

 

Аннотация: Автор рассматривает бионику как один из способов познания окружающего мира, используя при этом разные методы и приёмы в ходе организации учебных и воспитательных занятий в музейном пространстве.

Ключевые слова: бионика, музей, начало устойчивости, начало развития, наклонный, прямой, усечённый конусы, хвойные деревья, Останкинская телебашня в Москве, русский архитектор В. Шухов.

Маршрутные остановки: русский язык (лексическое значение слова, орфоэпия, орфография), изобразительное искусство (послойное рисование), биология (примеры конусообразных форм в природе), литературное краеведение (произведение М.М. Пришвина), математика ( работа с треугольником), моделирование (техника безопасности при работе с режущими предметами, создание геометрической фигуры из бумаги), архитектурная бионика, задание на перспективу.

 

Бионика – наука, использующая знания о живой природе для решения технических задач. Музейное пространство, индивидуальные встречи дают детям возможность пробудить интерес к природе малой Родины, технике, любовно и бережно относиться к ним, познакомиться с неизвестным. В музее МОУ ДО «ГЦТТ» города Ярославля много предметов, которые привлекают внимание любого ребёнка.

В живой природе функция и форма тесно сближены и взаимообусловлены. Одной из опорных форм является конус. Он присутствует в конструктивном построении крон и стволов деревьев, стеблей и соцветий, грибов, раковин и пр. В осенний период дети собирают листья деревьев, цветы, рассматривают их, засушивают, делают гербарные образцы. В начале маршрута мы говорим о понятии «конус».

Например, засушенные листочки дуба, расположенные основанием вниз, – это контур своеобразной ёлочки. У лесной красавицы – иголки, а мы рассматриваем контур. Выстроили в ряды такие «деревья», сосчитали их количество, приклеили на альбомный лист бумаги, разукрасили - создали аппликацию.

Если на первом этапе составляются композиции из листьев и иголок деревьев, кустарников, трав и цветов, то на следующем - выполняем послойное обрызгивание. Рисование с помощью листьев – это одно из любимых занятий. Краска яркими точками разных размеров и форм ложится на бумагу. Получается необычная композиция, прозрачная и фактурная, неповторимая и оригинальная. Детей это радует. В ходе такой работы обращается особое внимание, что у хвойных деревьев вместо листьев имеются иголки. То, что не получилось бы при обычной работе, в данной ситуации приносит радость и успех. Природа помогает в творчестве, предлагая материалы для рисования.

Среди конусообразных форм природы встречаются два начала. Первое – это начало устойчивости. Оно выражается в форме статичного конуса или конуса гравитации (конус основанием вниз). Это оптимальная форма для восприятия ветровых нагрузок и действия сил тяжести. Её легко заметить в кроне или стволе ели, шляпке или ножке белого гриба. Гриб-зонтик, сморчок обыкновенный также являются яркими представителями конуса гравитации. Второе начало – это начало развития, которое выражается в форме динамического конуса (конуса роста) – конус основанием вверх.

 

Ель – одно из распространённых хвойных живучих деревьев. Эти деревья не сбрасывают на зиму хвою, а значит, испаряют воду в течение всего года. Поэтому темнохвойным лесам нужен влажный климат с не особенно холодными, но снежными зимами. Ель наиболее зимостойка, широко распространена. Сеянцы дерева могут вырастать и самосевом, можно выкопать и посадить саженец из леса. Ель – агрессивное дерево. Обладая во младенчестве большой теневыносливостью, она легко вытесняет другие деревья, хотя самостоятельно заселять вырубки и гари не может. Молоденькие деревца не в состоянии выдержать губительную силу прямых солнечных лучей, произрастают они там, где уже растут лиственные. Работа над конкретным словом (не только лексическое значение, но и орфоэпия, орфография, состав и морфология), конструирование словосочетаний и предложений - важная ежедневная кропотливая работа в ходе занятий. Рассматривание картинок и фотографий по бионической теме подкрепляет услышанное от педагога.

Как семена попадают в землю? Известный художник слова М. М. Пришвин в сказке-были «Кладовая солнца» описал про места недалеко от Переславля-Залесского (события происходят сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мать у героев произведения умерла от болезни, отца убили на войне): «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». С помощью лупы дети изучают семена ели, сосны, сравнивают шишки хвойных деревьев – представителей «зелёного моря» тайги. Дети обсуждают вместе с педагогом. 

«Что растёт на ёлке? Шишки да иголки…» звучит стихотворение С. Я. Маршака. Круглый конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов – сразу начинается практическая работа с ним. Следующий этап - создание геометрической фигуры из бумаги. Вырезаем по заданной схеме. Обязательное напоминание о том, что «иглы, ножницы, ножи колют больно, как ежи» вызывает улыбку у детей. Важно соблюдать правила техники безопасности. Обязателен вывод: тело, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины) и проходящих через плоскую поверхность, - называется конус. В переводе с греческого - «сосновая шишка». И вновь – рассматривание шишек. Сравнение с вырезанной заготовкой. Наклонный, прямой, усечённый конус – проговаривают и рассматривают дети в ходе занятия. У елей густые кроны, часто образующие сплошной полог, что создаёт особую экологическую среду. Ель неприхотлива, не боится морозов, не обгорает на солнце. 

Вырастить собственный живой символ года - задача серьёзная, требует времени и тщательного выбора. Но важно поставить обучающимся и родителям задачу на перспективу: посадить хвойное дерево. Дерево корнями обеспечивает себя питательными веществами и влагой.

Наблюдение за процессом роста дерева – занимательный процесс. Слушают дети, помогают при необходимости и родители. С любыми отклонениями в поведении ребёнка можно справиться успешно. В отношениях со своими детьми родители должны сочетать твёрдость с дружелюбием. Дети подробно и детально изучали ель: корень, ствол, ветви, познакомились с содержанием песен о ели – одном из символов года. В частности, в 2018 году исполнилось 115 лет со дня создания Раисой Абрамовной Кудашевой всем известной песни «В лесу родилась ёлочка». После её прослушивания в разных исполнительских вариантах начинается разучивание литературного текста, танцы как физкультминутка под мелодичное исполнение, создание необычных елочных композиций.

Объемные фигуры, напоминающие конус, также создавались детьми вместе с родителями во время проведения праздника, посвящённого Дню Матери в ноябре прошедшего года. Необходимо было вырезать по предоставленной заготовке упаковку для подарка маме. Природа – мать, а рядом – родной человек. С задачей дети и мамы справились. В декабре 2018 года команда обучающихся, подготовив работу по произведению Кудашевой «В лесу родилась ёлочка», участвовала в «Параде Новогодних идей» - открытом творческом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья, организованном Департаментом образования области. Радостным было и приглашение команды «Ёлочка» на Новогоднее шоу. Поездка-путешествие – это ещё дополнительная возможность познания окружающей ребёнка действительности, в ходе которой ненавязчиво ведётся разговор с детьми о бионике.

Архитекторы в своём творчестве нередко используют принцип конуса, например, в конструкции Останкинской телебашни в Москве отчетливо виден конус гравитации. Ярким примером взаимодействия двух конусов разных начал является конструкция водонапорной башни известного русского архитектора В. Шухова (1896).

Ребёнок, огорченный своей неспособностью выполнить определённую задачу в ходе занятия, нуждается в поддержке и сочувствии. Важно ласково успокоить его, переключая внимание к новому, поручить дело, с которым он сможет справиться, чтобы придать уверенности в себе. Педагогу важно сохранять спокойствие, если возникает такая ситуация, когда посетитель музея начинает выполнять различные действия, демонстрируя свои возникшие желания, собственные интересы, мнения и идеи. Занятия детей с ОВЗ и детей с инвалидностью являются открытыми, и родители, присутствуя на них, видят ребёнка со стороны. Важно находить такие способы разрешения ситуаций, которые совмещали бы в себе большой жизненный опыт родителей и растущую самоуверенность ребёнка. Содружество родителей, педагогов и детей обязательно принесёт успех и радости!