Страница обновлена 10.11.2017

Музейное занятие

Архитектурно-строительная бионика.

Тема занятия:  Злаковые культуры – аналоги человеческих изобретений. Бамбук.

 Цель: Изучение совокупности «живая природа–архитектура- человек».

Задачи:

  • расширение предпосылок технических способностей детей 10-11лет и знаний об объекте живой природы – бамбуке;
  • разработка архитектурно-бионической модели жилого дома;
  • развитие творческих и креативных способностей детей;
  • решение задачи охраны окружающей среды.

Ключевые слова: архитектор–бионик, бионическая модель, рейнстик или палка дождя.

Используемые музейные экспонаты,  наглядные пособия и книги по теме «Архитектурно-строительная бионика»:

  1. Баннер «Как строить и  из чего строить»
  2. Макет «Дом деревянный»
  3. Наглядный  набор «Деревья»
  4. Глобус
  5. Музыкальный инструмент «Дождевая флейта»
  6. Детские книги: русские народные сказки, С. Я. Маршак «Кошкин дом», С. В. Михалков «Три поросёнка»
  7. Злаковые культуры: пшеница, рожь, ячмень, тимофеевка, овёс (гербарный фонд)
  8. Презентация «Злаковые: немного о бамбуке».

     9.  Рабочие материалы: бумага, клей

Ход занятия:

Вступительное слово педагога:

      Бионика подтверждает, что многие человеческие изобретения имеют аналоги в живой природе. Яркий пример архитектурной бионики – полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений.

     Рассмотрим музейные экспонаты: пшеница, рожь, ячмень, тимофеевка, овёс -злаковые культуры. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер прижимает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. Их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб. Обе конструкции внутри полые. Упругие тяжи стебля играют рольпродольной арматуры. Междоузлия (узлы) стеблей – кольца жёсткости. Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещённой у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Все они почти одинакового размера. Но есть  злаковое растение, которое выделяется своими гигантскими размерами.

Беседа с участниками музейного урока с использованием  музейной наглядности:

  1. На столе Вы видите, ребята, разные предметы:  камень, солому, ветки деревьев.  А какие  художественные произведения Вы можете назвать, где герои строят или живут в домах-домиках  из разных строительных материалов?

Варианты:   Русская народная сказка «Лиса и заяц» – избушки лубяная и ледяная, С. Я Маршак «Кошкин дом» и другие.

  1. Вы, вероятно, помните детскую  сказку «Три поросёнка». Кто её  автор-создатель? Назовите главных героев.
  2.  Поэт, писатель ХХ века Сергей Владимирович Михалков, сочинил эту сказку и заставил ещё раз о многом задуматься: как строить и из чего строить (обращение к баннеру).  Как гласит  русская пословица:  «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Что общего между природными материалами и этой сказкой?
  3.  Сказочные герои  Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф строили свои домики из соломы, веток, прутьев деревьев и камня. Какой домик оказался самым  прочным, крепким и почему?
  4.  Из каких природных материалов строили на Руси дома? Какие породы деревьев служили основой дома, какие использовали для строительства стен? Почему говорили, что крыши домов покрыты золотом или серебром? Какие материалы использовали русские мастера для строительства крыш домов? Рассмотрите макет деревянного дома – наш музейный экспонат. Он послужит для Вас подсказкой, набор «Деревья»тоже станет проводником в мире Природы.
  5.  Как Вы считаете,  есть ли в природе материалы, которые сравнимы с камнем по крепости?
  6. Попробуйте угадать, о каком строительном материале мы поведём разговор? Я придумала для Вас такую загадку-шараду:

От «бабушки» и «мамы»

Возьмём всего три буквы,

Добавим «дерево субтропиков»

 И вот – гигантская трава,

Столь лёгкая и  стойкая

Непроходимой чащею встаёт.

 По крепости растение подобно дубу,

А говорят, прочнее, а ещё

 Лекарственное, музыкальное и бытовое -

Имеет назначение своё.

  1. Презентация или сообщение участницы музейного урока о гигантской траве семейства «Злаковые: немного о бамбуке».
  2. Бамбук – прочный, лёгкий, крепкий материал. Можно ли из бамбука построить дом? Каким он может быть? 
  3.  Просмотр иллюстраций по теме «Дома из бамбука».
  4.  Архитекторы-бионики используют различные свойства природных объектов в создании сооружений. Как из прямоугольного листа бумаги получить форму бамбукового ствола?
  5.  Свернув в трубочку и склеив, мы получили полый (пустой)  изнутри ствол бамбука. Но каждый ствол растения имеет  различныйдиаметр стволов, который зависит от влажности, состава почвы и вида. Поэтому набрать большое количество побегов одного диаметра весьма трудно.
  6.  Сделайте эскиз дома из бамбука. Создадим  бамбуковую улицу.
  7.  За счёт своей конструкции «бамбуковый дом» получает достаточное солнечное освещение, гармонично сочетается с другими деревьями. Может быть «вписан» в любой точке леса без излишней вырубки. Так сохраняется природа и улучшается экология.
  8.  Каждая экспозиция  нашего музея может напомнить Вам о бамбуке. Найдите такие примеры-подсказки из  предложенной литературы:

«Бионика и медицина» – «Всезнающие  жители Китая делали из бамбука иглы для своих древних медицинских операций, толщиной в десятые доли миллит».

«Первая бионическая» – «Первая лампочка, изготовленная в 1880 году Томасом Эдисоном, в качестве нити накаливания использовала именно особым образом обработанное бамбуковое волокно».

«Быт и бионика» – «Жители Китая использовали побеги как меру длины». И т. д.

  1. Бамбуковый  рейнстик или палка дождя – это  ударный музыкальный инструмент этнического характера. У него много других названий – дерево дождя, посох дождя, дождевая флейта, зэрпу. Это длинная полая глухо закрытая на торцах труба, с расположенными по всей длине внутренними перегородками, частично заполненная мелким сыпучим наполнителем (крупы и семена, мелкие камешки, бисер, другие твёрдые гранулы). Перегородки образуют внутри трубы спираль и могут быть выполнены из шипов растений, булавок, зубочисток и т. п.
  2.   Демонстрация музыкального инструмента.

       При медленном вертикальном переворачивании рейнстика его содержимое пересыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы, производя звук, напоминающий шум дождя. Сыпучим наполнением можно управлять, меняя скорость и угол наклона, постепенный полный переворот обеспечивает наиболее протяжный и сильный звук. Длина рейнстика может быть любой, но для удобства  использования чаще всего варьируется в диапазоне 25-70 см. Одно из предположений, что он был изобретён в Чили или Перу и использовался как культовый инструмент для вызова дождя. Найдите на глобусе, где находятся эти страны.

  1. Давайте попробуем сыграть на этом инструменте, а  исполнять будем «Песенку про бионику».

Песенка о науке БИОНИКЕ

Мы живём в чудесном  мире,

Где наук есть много разных.

Но в  одну из  них влюбились,

 ДЛЯ СЕБЯ открыв однажды… 

 БИОНИКА, БИОНИКА – наука интересная,

       Бионика, бионика – наука НЕИЗВЕСТНАЯ!

В океане и на суше -

Всюду мы найдём проблемы,

А в решениях поможет

Нам  НАУКА непременно!

БИОНИКА, БИОНИКА – наука интересная,

   Бионика, бионика – наука РАСЧУДЕСНАЯ!

Мы живём в   огромном  мире,

Где наук есть много разных.

Но в  одну из  них влюбились,

 ДЛЯ  ДРУЗЕЙ открыв как праздник. 

БИОНИКА, БИОНИКА – наука интересная,

Бионика, бионика – наука ВСЕМ ИЗВЕСТНАЯ!

 Выводы:       В настоящее время, ребята, мы стали с Вами жителями искусственной среды обитания, созданной из стекла, бетона, пластика, совместимость которой с жизнью природной экосистемы неуклонно стремится к нулю. И чем сильнее искусственная природа захватывает живую, тем более явственной становится потребность человека в естественной, природной гармонии. Поэтому восстановлением равновесия между двумя мирами является развитие современной бионики, в том числе и архитектурно- строительной.

 Итак, мы с Вами завершаем занятие. Ваши отзывы проявите с помощью рейнстика. Сильный шум «дождя» – вам было интересно и познавательно.   До новых встреч! Спасибо за участие в занятии.