Меню сайта

Вариант занятия с ребенком на тему «Осень»

1.  Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года на­ступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопро­сы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—   Какое сейчас время года?

—   Сейчас осень.

—  Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

—   На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2.  Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выде­лить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен­ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие

дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3.  Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—   Какое сегодня небо?

—  Небо чистое и голубое.

—  А каким чаще бывает небо поздней осенью?

—  Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

—   Какие листья ты видишь на деревьях?

—  Листья красные, желтые, оранжевые.

—  А какими бывают деревья поздней осенью?

—  Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

—  Что происходит с насекомыми поздней осенью?

—  Поздней осенью насекомые исчезают.

—  Посмотри на небо. Кого ты видишь?

—   Перелетные птицы летят в теплые края.

4.  Предложите ребенку разделить названия осенних меся­цев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

5.  Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые,бордовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы,

6.   Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. —Березовые листья.

Клён.- Кленовые листья.

Рябина.-Рябиновые листья.

Рассказ по опорным картинкам «Осень»

После лета наступает осень.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.

Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.

Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).

Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.

Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.